15 января 2024 года руководитель Представительства Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР) в Костромской области генерал-майор Рудольф ШМЫКОВ рассказал о проведении праздничного концерта, посвященного Дню Военно-оркестровой службы России.
Военный оркестр Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко провел праздничный концерт, посвященный Дню Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации. В Белом зале Костромского Дворянского собрания военные музыканты исполняли исторические марши Российской и Советской армии, оркестровые миниатюры, популярные песни. Совместно с военным оркестром выступили солисты Татьяна САГИНА, Илья ПЕРОВ, Антон ГРЕХОВ, Илья ГРОМОВ, Юлия РОДИОНОВА и Екатерина СЕРЕБРЯКОВА.
Концерт провел военный дирижер, заслуженный работник культуры Российской Федерации подполковник Эдуард КЛЕЙН. В зале царила теплая и дружеская обстановка.
Вместе с курсантами академии, представителями молодежных патриотических организаций, концертную программу слушал губернатор Костромской области Сергей СИТНИКОВ.
Справочно:
14 января в нашей стране отмечается День военно-оркестровой службы Вооруженных сил России. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 января 2021 г. № 11 день празднования годовщины создания Военно-оркестровой службы установлен 14 января.
Истоки зарождения Военно-оркестровой службы в России относятся к рубежу X-XI веков, когда в княжеских дружинах стали применяться музыкальные инструменты для подачи команд и сигналов. Одно из наиболее ранних упоминаний о подобном использовании труб содержится в «Повести временных лет» при описании событий, связанных с осадой Киева печенегами в 968 году.
О применении духовых и ударных музыкальных инструментов в ратном деле свидетельствуют и более поздние древнерусские литературные источники XII-XV веков.
В середине XVI века при правлении царя Ивана IV были сделаны первые шаги в организации военной музыки на государственном уровне, а сигнальная и дозорная службы стали неотъемлемыми обязанностями военных музыкантов.
10 июня 1632 г. указом царя Михаила Федоровича был сформирован первый рейтарский полк, в штатном расписании которого числилось 4 полковых и 11 ротных трубачей.
Важной вехой в становлении Военно-оркестровой службы в России принято считать 19 февраля 1711 г. В этот день Петром I был подписан указ № 2319, которым объявлялись «Штаты кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям».
Этими штатами в каждом пехотном полку предусматривались оркестры в составе одного гобоиста-иностранца и восьми гобоистов-русских. Помимо оркестра в полку было определено иметь 16 барабанщиков, осуществлявших сигнальную службу.
Руководили оркестром преимущественно музыканты-иностранцы, имевшие чин унтер-офицера и являвшиеся предшественниками капельмейстеров (должность капельмейстера была введена в оркестрах русской армии в первой половине XVIII века).
Для совершенствования руководства военными оркестрами в первой половине XIX века вводится должность главного капельмейстера войск гвардии, на которую был назначен А.Дерфельд. После его смерти этот пост занимали Ф.Гаазе (1830-1851), А.Чапиевский (1851-1855) и А.Дерфельдт-сын (1855-1869). В 1869 г. должность была упразднена.
Большое значение для развития военной музыки в России имела многосторонняя и активная деятельность Н.А.Римского-Корсакова, являвшегося инспектором военно-морских хоров (оркестров) с момента введения этой должности (1873) до ее упразднения (1884). За 11 лет своей работы на этом посту Н.А.Римский-Корсаков не только усовершенствовал составы военных оркестров, но и приложил много сил и энергии в деле подбора и обучения кадров военных музыкантов и капельмейстеров.
В период строительства Красной Армии руководящих органов по управлению военными оркестрами, как в центре, так и на местах, еще не существовало. Большая потребность в идеологическом и культурном воспитании личного состава привела к тому, что уже в 1919 г. было создано художественное отделение Агитационно-просветительного отдела Политического управления РВСР, в состав которого входила музыкальная секция, именуемая до марта 1920 г. Музыкальным бюро. Музыкальная секция была разделена на пять подсекций: репертуарную, хоровую, оркестровую, народных инструментов и камерную (просветительные концерты).
В целях более оперативной организации и руководства военными оркестрами РККА 14 января 1921 г. были введены в действие «Положение» и «Штат бюро военных духовых оркестров Красной Армии и Флота при Агитпросветотделе Пура».
В соответствии с Положением основными задачами Бюро военных оркестров являлись:
• формирование новых и реорганизация существующих оркестров применительно к утвержденным Реввоенсоветом Республики штатам и положениям;
• наблюдение за художественной стороной деятельности духовых военных оркестров;
• организация и заведывание курсами и школами военных музыкантов;
• учет музыкальных сил и распределение их между оркестрами;
• учет запасов музыкального инвентаря и правильное и целесообразное распределение его, согласно выработанным Бюро планам.
Также указанным Положением, определяются задачи военно-оркестровых секций и инструкторов-организаторов на местах и в воинских соединениях (фронт, армия, дивизия, округ, губерния).
Таким образом, введение Бюро военных оркестров явилось завершающим этапом в формировании Военно-оркестровой службы как целостной системы, охватывающей значительные сферы деятельности Вооруженных Сил и включающей централизованное управление военными оркестрами, организацию их всестороннего обеспечения, подготовку военных капельмейстеров и музыкантов.
В августе 1921 г. Бюро военных духовых оркестров было переподчинено Штабу РККА с переименованием его в отдел штаба РККА по управлению военными оркестрами на правах управления. Отдел ведал всеми вопросами организации военных оркестров РККА и руководил их специальной подготовкой. Начальником отдела был назначен В.Л. Мессман.
В 1922 г. произошли новые изменения в организации и руководстве Военно-оркестровой службы. Отдел штаба РККА по управлению военными оркестрами был расформирован, а его функции возлагались на Управление по подготовке и службе войск Штаба РККА. Эти изменения, как и последующие, были продиктованы организационными мероприятиями, проводимыми в Красной Армии в связи с военной реформой.
С октября 1924 г. при строевом отделе и отделе по укомплектованию управления РККА вводится должность инспектора по оркестровому делу РККА. С 1 декабря 1931 г. руководство военно-оркестровым делом в РККА было передано Управлению боевой подготовки РККА. Инспектор по военно-оркестровому делу РККА стал подчиняться непосредственно начальнику Штаба Управления боевой подготовки РККА.
В предвоенный и военный периоды (1939-1945) неоднократно изменялось наименование центрального органа военного управления Военно-оркестровой службы: Инспекция военных оркестров РККА, Отдел оркестров, затем вновь Инспекция военных оркестров РККА. В разное время они подчинялись Главному управлению формирований Красной Армии, Главному политическому управлению, инспектору пехоты РККА и другим начальникам. В 1947 г. была образована Инспекция военных оркестров Вооруженных Сил Союза ССР с подчинением начальнику штаба Сухопутных войск.
Инспекция военных оркестров Советской Армии в последующем стала именоваться Военно-оркестровой службой Министерства обороны Союза ССР, Военно-оркестровой службой Министерства обороны Российской Федерации, а с 1997 г. – Военно-оркестровой службой Вооруженных Сил Российской Федерации.