Преподаванию НВП - единые стандарты: в ОП РФ обсудили пути совершенствования начальной военной подготовки

В Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания «О повышении роли начальной военной подготовки в военно-патриотическом воспитании молодежи и ее подготовке к военной службе», организованные Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК совместно с Общественным советом при Минобороны России и Национальной Ассоциацией объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР).



В слушаниях приняли участие делегации Минобороны России и Генерального штаба ВС РФ, Минпросвещения России, Минспорта России, Правительства Москвы, ДОСААФ России и Регионального отделения ДОСААФ г. Москвы, педагогических коллективов общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, в том числе кадетских корпусов, научных учреждений в области педагогики, широкий круг экспертов.




Участники обсудили практические шаги по выполнению поручения Президента Российской Федерации в интересах совершенствования начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания учащихся учреждений общеобразовательного и профессионального образования.

Открывая слушания, член Общественной палаты России Александр Каньшин отметил, что в современной военно-политической обстановке задачи формирования патриотического сознания у молодежи и ее подготовки к службе в армии приобретают особую актуальность.


«Важную роль в патриотическом воспитании призвана сыграть начальная военная подготовка учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Сегодня, в условиях серьезных вызовов национальной безопасности нашей страны, мы должны уделить этому вопросу особое внимание», - подчеркнул Александр Каньшин.



Представитель Минпросвещения России Сергей Колесов в своем докладе проинформировал о позиции министерства, в котором считают, что действующая программа ОБЖ включает достаточный компонент НВП, в том числе практические занятия в ходе 5-тидневных сборов.  Он подчеркнул, что по мнению министерства, федеральные модульные программы уменьшить нельзя.




Эта позиция Минпросвещения была воспринята участниками дискуссии как попытка ухода от выполнения поставленной Президентом России задачи и вызвала резкую критику. В свою очередь, проректор МГПУ по учебно-методической работе доктор философских наук Людмила Трубина рассказала о том, что в университете уже многое сделано на основе решений Минобрнауки России по военной подготовке студентов с учетом того, что большинство из них девушки.

 

Состоявшийся обмен мнениями позволил вскрыть больные проблемы в преподавании НВП, его низкую эффективность и невозможность без решительных мер изменить нынешнюю ситуацию, недопустимую в современной военно-политической обстановке.



Председатель ДОСААФ России генерал-полковник Александр Колмаков выразил мнение, что существующая система подготовки граждан к защите Отечества не позволяет признать их обученными и готовыми к боевым действиям. Необходимо определить единые стандарты и критерии этой подготовки, организовать контроль ее качества, при этом обратить особое внимание на то, как реализуется практическая часть НВП. Он отметил, что ДОСААФ располагает необходимой материально-технической базой для проведения таких занятий.


Первый заместитель Председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин обратил внимание на идеологическую основу преподавания НВП, отметив необходимость привлечения к работе с детьми и молодежью профессиональных военных, которые не на словах, а на деле доказали свою преданность Родине.



Практически все дискуссии участники, в число которых вошли представители «Мегапира» генерал-майор Владимир Моргун, генерал-майор Владимир Богатырев, представитель Главного военно-политического управления ВС РФ полковник Роман Шумаков, директор СОШ №30 им. Героя Советского Союза Б.В. Бирюкова Городского округа Коломна Московской области Дмитрий Ушаков, первый заместитель председателя Московского совета ветеранов генерал-майор Виктор Мисковец, высказались за привлечение к преподаванию НВП офицеров в запасе, которым при увольнении с военной службы надо дать возможность получения педагогического образования.



В свою очередь, руководители общеобразовательных учреждений выразили обеспокоенность возрастающей на педагогов и учащихся нагрузкой в связи с введением дополнительных учебных часов, необходимостью расширения штатного расписания, обратили внимание на отсутствие в школах необходимой материальной базы для проведения НВП.



Присутствующие сошлись во мнении, что для эффективной начальной военной подготовки, отвечающей вызовам времени, необходима совместная работа специалистов в области образования, Минобороны России и других силовых ведомств, при этом должен быть учтен и использован положительный опыт советского периода.


В завершение слушаний принято решение о выработке конкретных рекомендаций о формировании единых подходов к преподаванию НВП и военно-патриотическому воспитанию в современных исторических реалиях.